Линникова Людмила Николаевна, педагог - психолог, учитель - логопед

Консультация в рамках родительского собрания "Советы учителя-логопеда родителям детей 4-5 лет"

"Советы учителя-логопеда родителям детей 4-5 лет"

1.Знакомство

2. Нормы речевого развития детей 4-5 лет

3. Информация о комплектовании логопедических групп

4. Система работы логопедической группы

5. Советы учителя-логопеда

1. Представление  как специалиста.

2. Нормы речевого развития  детей 4 – 5 лет

1) Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.

2)  Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

3)  Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

4) В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчинённые и сложносочиненные предложения.

5) Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

6) Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

7) Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается проговаривание игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.

8) Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет:

- Словарный запас 2000 слов и более.

-Бурно развивается «словотворчество».

-Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

-Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.

-Называет животных и их детенышей, времена года.

-Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

-Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.). 8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

-Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.

-Появляется монологическая речь.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет Вас должны насторожить следующие показатели:

-Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.

-Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.

-Ритмические отклонения: произношение слов по слогам, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.

-Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.

-Неправильное построение предложений.

-Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

3. Комплектование логопедических групп происходит по плану образовательной организации, через прохождение детьми ТПМПК, где дети проходят комплексное обследование специалистами - учителем - дефектологом, педагогом - психологом, учителем - логопедом, врачами. В результате обследования дети получают заключение, которое является основанием для зачисления в логопедическую группу.

4. Логопедическая  группа начинает работать с начала нового учебного года, где осуществляют свою деятельность два воспитателя и учитель - логопед. Учитель - логопед ведёт работу по развитие лексических компонентов речи, обучению грамоте, формированию графомоторных навыков, и коррекции звукопроизношения, др. речевых нарушений.

5. Советы учителя-логопеда.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. 

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой
• возможность исправить дефекты на начальной стадии более быстрое 
• устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
• возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво

Пальчиковые игры.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:

· Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.

· Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.

· Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Выполняя пальчиками определённые упражнения (игры), ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
   Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п. 
Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление. 

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

 

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

· словарный запас,

· грамматический строй речи,

· связная речь,

· речевой слух.

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать. 

Грамматический строй речи. Уделите особое внимание к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это - ухо, а это- уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.


Ваши вопросы.

Спасибо за внимание!

4 февраля 2019 в 09:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.