Линникова Людмила Николаевна, педагог - психолог, учитель - логопед

Памятка для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

 МКДОУ "Уйский детский сад № 3 "Берёзка" комбинированного вида 2 категории"

Памятка для родителей

«Советы учителя - логопеда родителям 

по развитию речи  детей 4-го года жизни»

  Показатели  нормального речевого развития ребёнка 4-гогода жизни:

-выступаетинициатором общения: часто задаёт вопросы: почему? зачем? (возраст 3-4-х лет – возраст«почемучек»);

-словарьсоставляет около 1500 слов (кроме существительных и глаголов все чащевстречаются местоимения мой, твой, ваш,наш,наречия тут, там, здесь, появляются числительные один, два;

-на вопросы взрослых отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из 3-4 слов;

-допускаетграмматические ошибки: «деревы» вместо деревья, «пени» вместо пни и др.;

-связнаяречь: может составить описательный рассказ об игрушке, рассказ по сюжетнойкартинке или серии картинок;

-звукопроизношение:нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков, но у многихпоявляется звук [л’]; сложные звуки заменяются простыми ([с] на [т], [т’] идр.)

Советыучителя- логопеда родителям детей 4-го года жизни:

1.Укрепляем челюстные мышцы детей:заставляем ребенка жевать сухари и целыеовощи, фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо;показываем ребёнку, как полоскатьрот; учим надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его изодной щеки в другую.

 

2.Говорим с ребёнком медленно, плавно, короткими фразами; пользуемсяправильным русским языком, не переходим на "детский язык" (сюсюканье)и не разрешаем делать это другим.

 

3.Каждый день читаем ребёнку. Не показываем своей досады и нежелания, еслиребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помним, чтоличное общение наиболее ценно.

 

4.Чаще разговариваем с ребёнком, терпеливо отвечаем на все его вопросы,поощряем желание их задавать.

 

5.Говорим чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя вней слова местами.

 

6.Не забываем развивать и мелкую моторику. Учёные доказали, что развитиемелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головногомозга. Пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучиваетрукава, играет конструктором, собирает пазлы, лепит из пластилина. По мере того,как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнеене только маме.

 

7.Не заставляеммалыша спать, положив руки под щёку. Это может деформироватьчелюсть.

 

8.Не сравниваемребёнка ни с какими другими детьми. Помним, что каждыйчеловек  ценен своей индивидуальностью.

 

 

Игры с язычком:

-высунутьязык изо рта и быстро убрать его внутрь;

-высунутьязык и поводить им из стороны в сторону (как ходит маятник у часов);

-высунутьязык и придать ему форму лопаточки, а затем — иголочки;

-поднятькончик языка кверху и поцокать им (взрослый показывает, как цокают копыталошадки, и предлагает ребенку воспроизвести это звукоподражание);

Губытакже активно участвуют в процессе произнесения звуков. Для улучшения ихподвижности надо то вытягивать губы вперед, то растягивать их в улыбке,произносить на одном выдохе то звук [а], то звук [у] (как кричит мальчик,который заблудился в лесу:«Ау!»).

Развиваемречевое дыхание:

    предложите ребенку подуть на небольшиетонкие полоски бумаги или на ватку так, чтобы щёки не надувались, а воздух шёлпосередине языка (кончик языка можно высунуть и загнуть его вверх).

Игрыи упражнения для развитияслухового восприятия:

«Угадай, что я делаю». Ребенокотворачивается и закрывает глаза. Кто-то из родителей двигает стул, ходит покомнате, шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу.Ребенок называет действия, которые производит взрослый.

 

«Угадай, где звенит». Заведитебудильник и спрячьте его под столом или под шкафом. Когда будильник зазвенит, пустьребенок отгадает, откуда раздался звук, и найдёт будильник.

 

•«Угадай, чья этапесня». Попросите малыша внимательно послушать и запомнить,как поет водичка (четко и протяжно произнесите звук [с]: с-с-с…), и как поеткомарик (отчетливо и протяжно произнесите звук [з]: з-з-з…). Затем, попеременнопроизнося то звук [с], то звук [з], предложите ребенку угадать, когда поетводичка, а когда—комарик.


 подготовила учитель-логопед Л.Н. Линникова, 2019 г.

 


13 февраля 2019 в 12:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.