Линникова Людмила Николаевна, педагог - психолог, учитель - логопед

Когда обращаться к логопеду?Отвечает учитель-логопед Светлана Бабич

Когда обращаться к логопеду?

Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью? Стоит ли дожидаться пяти лет,
чтобы идти на прием к логопеду? Отвечает учитель-логопед Светлана Бабич.

Поводы обратиться к логопеду:

1.  Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
2.  В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
3.  Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно выяснить, чт не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение  у невропатолога, а может быть — у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой проблемы логопедические.
4.  До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас. После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил. Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.
5.  Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
6.  В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.
7.  Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.
8.  Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина. А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное произношение.
9.  Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок плохо запоминает слова.
10.  Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.
11.  В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
12.  Ребенок пропускает слоги.
13.  Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
14.  К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят, меняя местами начало слова и его окончание.

С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у  логопеда, даже если кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит не в последний момент — в апреле-мае, а заранее.

Как стимулировать развитие речи?

1.  Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется, соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.
2.  Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад. Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую  любознательность следует развивать и поощрять.
3.  Заниматься развитием мелкой моторики — рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с крупой.
4.  Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые «рассказываются руками» ребенка.
5.  Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.
6.   Найти на логопедический сайтах простую артикуляционную гимнастику и регулярно заниматься ею с ребенком.

13 февраля 2019 в 16:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.