Линникова Людмила Николаевна, педагог - психолог, учитель - логопед
Развитие связной речи детей. Обучение рассказыванию. учитель-логопед Соколова Светлана ЕвгеньевнаРазвитие связной речи детей. Обучение рассказыванию. Подготовила учитель-логопед I квалификационной категории МБДОУ ЦРР ДС №15 г.Озерска Челябинской области, Соколова Светлана Евгеньевна. В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Детки «разучились» разговаривать на нормальном «богатом, могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседу с ребенком не могут заменить компьютерные игры, просмотр сказок, мультфильмов и т.д. Пусть даже игры, сказки носят обучающий характер. Сегодня дети младшего дошкольного возраста, еще толком не умеющие говорить, осваивают компьютер на уровне рядового программиста, но это совсем не в плюс им, потому как существует множество причин отрицательного влияния компьютера на детский организм, начиная с нарушения зрения и заканчивая невротическими реакциями и психозами и пр. Никто не говорит, что компьютер – это плохо. Все хорошо в меру! Самое главное, дети перестают развиваться естественным образом. На сегодняшний день примерно 80% детей нуждаются в помощи специалистов (логопедов, психологов и пр.), какомто «толчке», который бы вывел ребенка на уровень нормального, естественного развития. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания. На это просто нет времени. Родители постоянно заняты на работе, а порой и не на одной, поисками материального, а духовные ценности остаются на втором плане. Забрав ребенка из детского сада, мама или папа бегут в магазин или по собственным делам, им не до событий вокруг ребенка. Мы забываем спросить порой, как ребенок провел время в детском саду, чем ему был интересен день. А дома нужно успеть приготовить ужин для семьи……и… уже поздний вечер. Когда разговаривать с ребенком?! Поэтому как никогда актуальной сегодня является проблема общения, развития речи ребенка, а конкретно, обучение детей рассказыванию, описанию предметов, явлений, всего того, что они видят вокруг каждый день. Дети просто не умеют этого делать. Так давайте поможем им все вместе! Формирование разговорной речи в беседе. Одним из методов активного развития речи является, прежде всего, беседа с ребенком. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко и распространенно, внимательно слушать других, дополнять, самому задавать вопросы. Беседа как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах. Тематика бесед различна; важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме. Построение беседы. Начало беседы. Его цель – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно сформулировать и тему предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить мотивы выбора. В основной части вначале выявляется наиболее важный значимый материал. Педагогу нужно выделить наиболее существенные компоненты беседы и проанализировать его с детьми. Используется комплекс разнообразных приемов. Заключительной фразой обобщить высказывания детей. Конец беседы краток по времени, подводит к окончанию темы. Эта часть беседы предусматривает: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение ит.д. Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Ведущим является вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям. Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо; с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты. Для решения других задач – расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приемы: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, в том числе пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (словесные игры и упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации). На трудные вопросы педагог отвечает сам, помогает найти ответ, поощряет хорошие ответы и удачные вопросы детей. Овладение детьми вопросной формой речи может осуществляться и в дидактических играх. Обучение рассказыванию Задачи обучения рассказыванию. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью логической связью между частями. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом. В пересказе ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтецавоспитателя. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. Практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и варианты: пересказ с изменением лица рассказчика, пересказ фрагмента, инсценированный рассказ. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Это самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в Умение строить сюжетный рассказ по данной схеме ребенок овладевает не сразу. В методике разработаны приемы пропедевтического обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т.д. План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Иногда план - в виде свободных поясняющих указаний – может предшествовать образцу, в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания. С планом педагог знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а также их характера (говорить точно, как происходило в жизни, или сочинять «не по правде» - придумывать рассказ или сказку). В младших группах осуществляется лишь подготовка к рассказыванию. Дошкольников учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы педагога, иллюстрации, силуэты. Поощряются попытки детей сообщить о своих впечатлениях, построить высказывание их нескольких слов, предложений. Малыши активно вовлекаются в рассказывание педагога: договаривают слова в незаконченном предложении, следят за последовательностью изложения. Во всех группах детей ориентируют на составление и пересказ небольших рассказов, учат внимательно слушать ответы сверстников. Средняя группа Сюжетный рассказ В средней группе учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, как хорошо известные детям, так и впервые прочитанные на занятии, а также описывать предметы, называя их наиболее характерные признаки. Пересказ Проводится примерно 1-2 раза в месяц как часть НОД по развитию речи. Структура НОД по обучению пересказу. 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4. Подготовительная беседа (разбор произведения). 5. Повторное чтение. 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7. Пересказ (3-5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать пересказ по ролям, инсценировку. Рассказ по картинам В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого возраста немного персонажей и мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям в наиболее сложном деле – понять мотивы действий этих персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспитатель в первой части учебной деятельности организует совместные действия – начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его 2-3 предложениями. Старшая группа Сюжетный рассказ В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а также учить более сложному – описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном), так и с элементами творчества (по сюжетной картинке во 2 полугодии). В этой группе более высокие требования предъявляются к качеству рассказа. Важна связность и целенаправленность рассказа (не отступать от заданной темы), его подробность (указывать время и место действия). Пересказ Проводится примерно 1-2 раза в месяц как часть НОД. Структура НОД по обучению пересказу. 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4. Подготовительная беседа (разбор произведения). 5. Повторное чтение. 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7. Пересказ (3-5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать пересказ по ролям, инсценировку. Рассказ по картинам В старших группах при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. В последующей учебной деятельности по обучению составлению рассказа помогает план. Назначение сюжетной, многопредметной картины – помочь ребенку составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев, опираясь на свои восприятия. Детям старшего возраста предлагается внимательнее всматриваться в изображения, рассказывать поподробнее. Может прозвучать такой вопрос: о чем хочется вам подробнее всего рассказать? Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев. Подготовительная группа Сюжетный рассказ В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность. Во 2 полугодии приступают к наиболее трудному разделу программы – придумыванию рассказов на сюжет, предложенный воспитателем (придумывать завязку, ход событий, развязку), а также загадок. Пересказ Проводится примерно 1-2 раза в месяц как часть НОД. Структура НОД по обучению пересказу. 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4. Подготовительная беседа (разбор произведения). 5. Повторное чтение. 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7. Пересказ (3-5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать пересказ по ролям, инсценировку. Рассказ по картинам В старших группах при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. В последующей учебной деятельности по составлению рассказа помогает план. Назначение сюжетной, многопредметной картины – помочь ребенку составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев, опираясь на свои восприятия. Детям старшего возраста предлагается внимательнее всматриваться в изображения, рассказывать поподробнее. Может прозвучать такой вопрос: о чем хочется вам подробнее всего рассказать? Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев. Структура НОД по речевому развитию. Рассказ по картине. 1. Вводная часть (беседа с детьми с целью активизации словаря в связи с пройденным материалом и опытом детей). 2. Основная часть: а) Рассматривание картины по отдельным частям, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки фиксированного события. б) Понимание и обсуждение мотива действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. в) Придумывание названия рассказа, составление плана. г) Объединение отдельных частей картины в один рассказ. д) Привлечение детей к речевому творчеству (придумывание окончания рассказа). 3. Заключительная часть (выполнение игровых упражнений, чтение художественного произведения, пение и т.д.). Сюжетный рассказ. 1. Вводная часть (беседа с детьми с целью активизации словаря). 2. Основная часть: а) Экспозиция (называется герой, дается описание его внешнего вида). б) Завязка (первое событие – по возможности объясняется когда, где оно происходило). в) Установление временной или причинной связи между 2-3 эпизодами. г) Развязка (окончание). 3. Заключительная часть. При этом в методике могут быть использованы следующие приемы: придумать только конец рассказа, описать лишь одно место действия, придумать диалог действующих лиц и т. д. Рассказ о предмете (объекте). 1. Вводная часть (беседа с детьми с целью активизации словаря). 2. Основная часть: а) Рассматривание внешнего вида предмета (объекта). б) Придумыванию объекту имени. в) Определение место обитания предмета (объекта). г) Определение способа питания объекта, ориентируясь на особенности его внешнего вида. д) Беседа о пользе, назначении предмета или способе самосохранения объекта (с кем он живет рядом, как обороняется и спасается от врагов и т.д.), о действии с ним. 3. Заключительная часть: а) Чтение художественного произведения о предмете (объекте). б) Привлечение детей к речевому творчеству (придумывание истории, сказки, рассказа о предмете (объекте) самостоятельно). В старшем и подготовительном возрасте можно использовать такой современный и интересный прием в обучении детей рассказыванию, как синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, Шаблон:Ang-en)-пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие: В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что? Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов. Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что? Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память….. Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления. Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь». В чм же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками: Арбуз Круглый, вкусный Катится, растт, зреет Арбуз – это большая ягода. Лето Кукла Красивая, любимая Стоит, улыбается, сидит. Моя кукла самая красивая. Игрушка. На основе синквейна строится работа по обучению детей рассказыванию. Пример составления рассказа по синквейну: Заяц Белый, пушистый Боится, пугается, убегает. Я жалею зайца Дикое животное Рассказ: Заяц белый и пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису: он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить. Выводы о синквейне Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Использованная литература: 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981г. 2. Боголюбская, М.К.; Шевченко, В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Издательство: М.: Просвещение; 1966г. 3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005). 4. Логинова Н.А. «Цикл лекций по развитию речи детей cтаршего дошкольного возраста». 2012г. 5. Глушкова О.В. «Игровые технологии логопеда в ДОУ. Дидактический синквейн» (Региональный научно-практический семинар «Использование игровых технологий в коррекции речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в соответствии с ФГТ и ФГОС». г. Кыштым, 2013 г.) 13 февраля 2019 в 18:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.