Линникова Людмила Николаевна, педагог - психолог, учитель - логопед

Нетрадиционные технологии в работе учителя - логопеда. Возможность развития речи - как высшей психической функции посредством рисования двумя руками одновременно.

Районный конкурс "Педагог года в дошкольном образовании"

МКДОУ "Уйский детский сад № 3 "Берёзка" комбинированного вида 2 категории"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщённый опыт работы

 

Тема: Нетрадиционные технологии в работе учителя - логопеда.

Возможность развития речи - как высшей психической функции

 посредством рисования двумя руками одновременно.

 

 

 

 

 

учитель - логопед

подготовительной группы "Буратино"

Л.Н. Линникова

 

 

 

 

 

-2019-

Уйское

Содержание:

1. Сведения об авторе

2. Реферат

3. Литература, интернет - ресурсы

4. Приложение

1. Сведения об авторе

Ф.И.О. Линникова Людмила Николаевна

Должность: учитель-логопед

Образование: высшее, Психолог по специальности «Психология», 1998 год; Профессиональная переподготовка по программе дополнительного профессионального образования "Логопедагогика. Коррекционно  - развивающее обучение детей с нарушением речи в условиях реализации ФГОС", 2017 г.

Стаж педагогической работы: 20 лет.

Тема: Нетрадиционные технологии в работе учителя - логопеда.

Возможность развития речи - как высшей психической функции посредством рисования двумя руками одновременно.

Адресная направленность: участники сопровождения логопатов (педагоги, специалисты, родители (законные представители) воспитанников).

2. Реферат

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный»
Мишель де Монтень

Актуальность: В настоящее время в логопедической практике увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психоречевого здоровья необходимо проведение комплексной психолого - педагогической (логопедической) коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является использование нетрадиционных технологий.

Цель: педагогическое просвещение участников непосредственно образовательной деятельности (далее НОД), сопровождения логопатов, с демонстрацией применения технологии рисования двумя руками одновременно (в том числе "зеркального рисования") как элемента развития амбидекстрии (способности выполнять равные действия обеих рук с одинаковой эффективность без выделения ведущей руки).

Задачи:

·  актуализация знаний об амбидекстрии, в частности, рисования двумя руками одновременно;

·  анализ технологии рисования двумя руками в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда;

·  популяризации технологии рисования двумя руками одновременно среди участников образовательного процесса.

Идея: Нетрадиционные технологии для логопедии - нейропсихологические технологии (музыкотерапия, хромотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, психогимнастика), их элементы,  в том числе рисование двумя руками одновременно, "зеркальное" рисование, позволяют улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Новизна и своеобразие: Решение задач логопедагогики через введение системы заданий, упражнений технологии рисование двумя руками одновременно, "зеркального" рисования в логопедические занятия, как обязательный этап, с целью повышения результативности, эффективности коррекционного сопровождения.

Методологическое основание: При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. А пик работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников, цели которой: - развитие межполушарной специализации; - развитие межполушарного взаимодействия; - синхронизация работы полушарий; - развитие мелкой моторики; - развитие памяти, внимания, речи; - развитие мышления. По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Работы В.М. Бех­терева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Ано­хина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для ста­новления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направ­лена от движения к речи, др. ВПФ, а не наоборот.

На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики – “Гимнастика мозга”. С помощью специально подобранных упражнений организм координируют работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый познавательный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Исследованиями и практическими рекомендациями активно занимались и занимаются, одни из современных последователей данной теории -  В.П. Гоч,

М.С. Черноокий, Е.В. Асташенко, автор детских раскрасок «Прописи для правшей и левшей» И. Мальцева и др...

Пути реализации (реализованные и запланированные в ближайшей перспективе):

1. Система упражнений, заданий по рисованию двумя руками одновременно, зеркальному рисованию на фронтальных, групповых, индивидуальных логопедических занятиях (с I полугодия (октябрь - декабрь) 2018-2019 учебный год, до конца учебного года).

2. Мастер - классы для всех участников образовательного процесса (январь - март 2019 г.)

3. Консультация в рамках родительского собрания (декабрь 2018 г., март 2019 г.)

4. Практико- ориентированное занятие для педагогов (2018-2019 учебный год)

5. Просветительский бюллетень для стенда Советы учителя-логопеда (декабрь 2018 г.)

6. Буклет (февраль 2019 г.)

7. Материалы для методического сборника (январь 2019 г.)

8. Публикации в интернет - ресурсах (январь 2019 г.)

9. Участие в профессиональном конкурсе (февраль 2019 г.)

10. Анкета для родителей (май 2019 г.)

Ожидаемые результаты: 

1. Повышение уровня профессиональной компетентности участников НОД, сопровождения логопатов  в технологии рисования двумя руками одновременно как элемента развития амбидекстрии, и повышения эффективности коррекционной работы с логопатами.  

2. Практическое освоение методов и упражнений рисования двумя руками одновременно и (или) "зеркального" рисования, как воспитанниками, так и участниками мастер-классов. 

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической  деятельности. 

Практические продукты:

Методическая копилка по нетрадиционным приёмам работы в коррекционной педагогике (с 2002 г.), Сборник (картотека) материалов для логопедических занятий с упражнениями, заданиями по рисованию обеими руками одновременно, в том числе "зеркальному" рисованию (2018 г.), Конспект и Презентация тематического мастер - класса, фотоотчёт  и (или) коллекция детских работ, Материалы консультации в рамках родительского собрания (презентация), Буклет, Просветительский бюллетень, фотоотчёт  и (или) коллекция детских работ (рисунки, стихи).

Результативность:

За отчётный период, I полугодие 2018-2019 учебный год, отмечается относительно положительная динамика у большинства сопровождаемых воспитанников, 14 детей из 15, имеют улучшения речи. Данное количество детей составляет  - 93% от общего количества детей в логопедической группе. 1 ребёнок - незначительные улучшения, 7 % от общего количества.

Шесть детей приняли Участие в конкурсе чтецов (I тур, декабрь 2018 г.), 5 детей заявлены на участие во II туре, январь 2019 г. Два ребёнка стали сочинять стихи!

3. Литература, интернет - ресурсы

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Издво Эксмо, 2006.

2. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности (издание 3-е, дополненное и переработанное). – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.

3. Гоч В.П., Черноокий М.С. Осознание Тотальности. – СПб.: Айзорэль, 2009.

4. Гоч В.П., Черноокий М.С., Китаев А.А., Асташенко Е.В. Дуэты для двух рук и двух полушарий. Альбом. – СПб.: Айзорэль, 2011.

5. Капаччионе Л. Сила другой руки. – М.: София, 2005.

6. Николаенко Н.Н.. Психология творчества. Учебное пособие / под ред. Шипициной Л.М.. – СПб.: Речь, 2007.

7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики - изд. 2-е, доп., - СПб.: Питер, 2005. – Серия «Классический университетский учебник»

8. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И.. Анатомия человека. Изд-е 9- е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985.

9. Прописи для правшей и левшей. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.

10. Рисуем двумя руками. Для детей 5-6 лет. Прописи. – М.: Росмэн, 2007.

11. http://nsportal.ru

12. http://defectolog.ru

13. http://www.logoped-sfera.ru

14. http://www.maam.ru

15. http://infourok.ru

16. http://pedsovtt.ru

11 марта 2019 в 12:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.