Линникова Людмила Николаевна, педагог - психолог, учитель - логопед
Нетрадиционные технологии в работе учителя - логопеда. Возможность развития речи - как высшей психической функции посредством рисования двумя руками одновременно.Районный конкурс "Педагог года в дошкольном образовании" МКДОУ "Уйский детский сад № 3 "Берёзка" комбинированного вида 2 категории"
Обобщённый опыт работы
Тема: Нетрадиционные технологии в работе учителя - логопеда. Возможность развития речи - как высшей психической функции посредством рисования двумя руками одновременно.
учитель - логопед подготовительной группы "Буратино" Л.Н. Линникова
-2019- Уйское Содержание: 1. Сведения об авторе 2. Реферат 3. Литература, интернет - ресурсы 4. Приложение 1. Сведения об авторе Ф.И.О. Линникова Людмила Николаевна Должность: учитель-логопед Образование: высшее, Психолог по специальности «Психология», 1998 год; Профессиональная переподготовка по программе дополнительного профессионального образования "Логопедагогика. Коррекционно - развивающее обучение детей с нарушением речи в условиях реализации ФГОС", 2017 г. Стаж педагогической работы: 20 лет. Тема: Нетрадиционные технологии в работе учителя - логопеда. Возможность развития речи - как высшей психической функции посредством рисования двумя руками одновременно. Адресная направленность: участники сопровождения логопатов (педагоги, специалисты, родители (законные представители) воспитанников). 2. Реферат «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
Актуальность: В настоящее время в логопедической практике увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психоречевого здоровья необходимо проведение комплексной психолого - педагогической (логопедической) коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является использование нетрадиционных технологий. Цель: педагогическое просвещение участников непосредственно образовательной деятельности (далее НОД), сопровождения логопатов, с демонстрацией применения технологии рисования двумя руками одновременно (в том числе "зеркального рисования") как элемента развития амбидекстрии (способности выполнять равные действия обеих рук с одинаковой эффективность без выделения ведущей руки). Задачи: · актуализация знаний об амбидекстрии, в частности, рисования двумя руками одновременно; · анализ технологии рисования двумя руками в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда; · популяризации технологии рисования двумя руками одновременно среди участников образовательного процесса. Идея: Нетрадиционные технологии для логопедии - нейропсихологические технологии (музыкотерапия, хромотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, психогимнастика), их элементы, в том числе рисование двумя руками одновременно, "зеркальное" рисование, позволяют улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Новизна и своеобразие: Решение задач логопедагогики через введение системы заданий, упражнений технологии рисование двумя руками одновременно, "зеркального" рисования в логопедические занятия, как обязательный этап, с целью повышения результативности, эффективности коррекционного сопровождения. Методологическое основание: При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. А пик работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников, цели которой: - развитие межполушарной специализации; - развитие межполушарного взаимодействия; - синхронизация работы полушарий; - развитие мелкой моторики; - развитие памяти, внимания, речи; - развитие мышления. По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к речи, др. ВПФ, а не наоборот. На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики – “Гимнастика мозга”. С помощью специально подобранных упражнений организм координируют работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый познавательный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Исследованиями и практическими рекомендациями активно занимались и занимаются, одни из современных последователей данной теории - В.П. Гоч, М.С. Черноокий, Е.В. Асташенко, автор детских раскрасок «Прописи для правшей и левшей» И. Мальцева и др... Пути реализации (реализованные и запланированные в ближайшей перспективе): 1. Система упражнений, заданий по рисованию двумя руками одновременно, зеркальному рисованию на фронтальных, групповых, индивидуальных логопедических занятиях (с I полугодия (октябрь - декабрь) 2018-2019 учебный год, до конца учебного года). 2. Мастер - классы для всех участников образовательного процесса (январь - март 2019 г.) 3. Консультация в рамках родительского собрания (декабрь 2018 г., март 2019 г.) 4. Практико- ориентированное занятие для педагогов (2018-2019 учебный год) 5. Просветительский бюллетень для стенда Советы учителя-логопеда (декабрь 2018 г.) 6. Буклет (февраль 2019 г.) 7. Материалы для методического сборника (январь 2019 г.) 8. Публикации в интернет - ресурсах (январь 2019 г.) 9. Участие в профессиональном конкурсе (февраль 2019 г.) 10. Анкета для родителей (май 2019 г.) Ожидаемые результаты: 1. Повышение уровня профессиональной компетентности участников НОД, сопровождения логопатов в технологии рисования двумя руками одновременно как элемента развития амбидекстрии, и повышения эффективности коррекционной работы с логопатами. 2. Практическое освоение методов и упражнений рисования двумя руками одновременно и (или) "зеркального" рисования, как воспитанниками, так и участниками мастер-классов. 3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности. Практические продукты: Методическая копилка по нетрадиционным приёмам работы в коррекционной педагогике (с 2002 г.), Сборник (картотека) материалов для логопедических занятий с упражнениями, заданиями по рисованию обеими руками одновременно, в том числе "зеркальному" рисованию (2018 г.), Конспект и Презентация тематического мастер - класса, фотоотчёт и (или) коллекция детских работ, Материалы консультации в рамках родительского собрания (презентация), Буклет, Просветительский бюллетень, фотоотчёт и (или) коллекция детских работ (рисунки, стихи). Результативность: За отчётный период, I полугодие 2018-2019 учебный год, отмечается относительно положительная динамика у большинства сопровождаемых воспитанников, 14 детей из 15, имеют улучшения речи. Данное количество детей составляет - 93% от общего количества детей в логопедической группе. 1 ребёнок - незначительные улучшения, 7 % от общего количества. Шесть детей приняли Участие в конкурсе чтецов (I тур, декабрь 2018 г.), 5 детей заявлены на участие во II туре, январь 2019 г. Два ребёнка стали сочинять стихи! 3. Литература, интернет - ресурсы 1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Издво Эксмо, 2006. 2. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности (издание 3-е, дополненное и переработанное). – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005. 3. Гоч В.П., Черноокий М.С. Осознание Тотальности. – СПб.: Айзорэль, 2009. 4. Гоч В.П., Черноокий М.С., Китаев А.А., Асташенко Е.В. Дуэты для двух рук и двух полушарий. Альбом. – СПб.: Айзорэль, 2011. 5. Капаччионе Л. Сила другой руки. – М.: София, 2005. 6. Николаенко Н.Н.. Психология творчества. Учебное пособие / под ред. Шипициной Л.М.. – СПб.: Речь, 2007. 7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики - изд. 2-е, доп., - СПб.: Питер, 2005. – Серия «Классический университетский учебник» 8. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И.. Анатомия человека. Изд-е 9- е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985. 9. Прописи для правшей и левшей. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. 10. Рисуем двумя руками. Для детей 5-6 лет. Прописи. – М.: Росмэн, 2007. 11 марта 2019 в 12:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.